urbancodealmaty@gmail.com
Издание о людях и проектах, развивающих город
RU
KZ
«Экология -
это не про мусор.
Это про мышление»
С экологом, известной медийной личностью Евгением Мухамеджановым мы поговорили о том, как мы можем изменить потребительское отношение жителей к Алматы, как научиться мыслить категориями экологичности и с чего начать перемены. Интервью, после которого хочется действовать, а не просто рассуждать.
– Как Вы оцениваете городской ландшафт Алматы с точки зрения экологического дизайна?
– Как человек с образованием в сфере градостроительства могу сказать, что наш городской ландшафт отличается высокой неоднородностью. Он часто не соответствует стандартам градостроительного комфорта и жизненного удобства. В идеале городская среда должна включать в себя чётко организованные микроучастки с необходимыми элементами — визуальной доступностью зелёных зон, наличием биоразнообразия и природных объектов. Для этого необходима системная городская политика. В целом, наш город настолько живой, что здесь могли бы свободно бегать зайцы и лисы, а в больших кронах деревьев жить крупные пернатые птицы. Существуют исследования, доказывающие, что чем больше живой природы вокруг, тем спокойнее люди и комфортнее их пребывание в городе. Когда люди живут в условиях постоянного стресса и ежедневно видят лишь бетон и стекло, это усиливает напряжение.
Некоторые парки в нашем городе представляют собой голую пустыню, через которую можно легко просматривать всё вокруг. Здесь нет кустарников, нет небольших территорий, где могли бы размножаться птицы и животные. К примеру, в некоторых странах олени могут спокойно ходить по улицам города и даже заходить в кафе.
– Какие варианты решения данной проблемы Вы видите? Кто должен этим заняться?
– Прежде всего, необходимо определить политику города в целом. Нужна долгосрочная стратегия, рассчитанная хотя бы на 15-20 лет, потому что изменения не происходят быстро. Нужно поставить цель, к которой мы будем стремиться, и поэтапно решать все вопросы. Все городские службы, например, дорожные, которые часто повреждают деревья, должны работать в рамках этой цели. Есть и хорошие примеры в нашем городе: в Роще Баума водятся утки, лисицы и даже барсуки, это — городской лес, но, если сейчас начнется обсуждение превращения его в парк, мы лишимся одного из последних городских лесов.
Только Роща Баума и Ботанический сад являются крупными природными ареалами в нашем городе. Все остальные территории — это просто обычные парки. Важно понять, для кого мы создаём эти пространства — для людей или для природы?
– Как думаете, с чего стоит начать? Нужно ли проводить какие-то мероприятия для привлечения внимания, или стоит сразу вести диалог с акиматом?
– Для начала нужно разработать чёткую стратегию и правила. Например, в Европе существуют такие понятия, как «парковые комплексы». Это не огромные скверы или парки, а маленькие уголки природы в каждом квартале, там расположены вертикальные растения, создающие атмосферу природного оазиса.
В Алматы такого нет, у нас либо огромный парк, либо ничего или просто кусты вдоль дорог. Необходимо создавать объекты разного масштаба, потому что одному человеку нравится гулять по широким дорожкам в парке, а другому хочется уединиться в тишине. Важно учитывать, что город должен быть удобен и для людей, и для природы.
– Для начала нужно разработать чёткую стратегию и правила. Например, в Европе существуют такие понятия, как «парковые комплексы». Это не огромные скверы или парки, а маленькие уголки природы в каждом квартале, там расположены вертикальные растения, создающие атмосферу природного оазиса.
В Алматы такого нет, у нас либо огромный парк, либо ничего или просто кусты вдоль дорог. Необходимо создавать объекты разного масштаба, потому что одному человеку нравится гулять по широким дорожкам в парке, а другому хочется уединиться в тишине. Важно учитывать, что город должен быть удобен и для людей, и для природы.
– Как думаете, с чего стоит начать? Нужно ли проводить какие-то мероприятия для привлечения внимания, или стоит сразу вести диалог с акиматом?
– Как в этом процессе могут участвовать акиматы?
– Спасибо за интересную беседу!
– Акиматы могут влиять через стимулы: гранты, конкурсы, требования. Например, обязать госздания и кафе использовать переработанные материалы в оформлении, вывесках и мебели. Тогда возникнет спрос, появится рынок, и дизайнеры начнут применять переработанный пластик. Важно, чтобы это всё изготавливалось локально — из местных отходов и здесь, в Алматы, а не закупалось в Китае. Всё это можно прописать в нормативных документах.
Самое важное — начинать с детей: через конкурсы, летние лагеря, выезды можно воспитать целое поколение. Мы уже много лет внедряем экологические активности в детсадах и школах разных городов. Когда дети заражаются этой идеей, они влияют на родителей, создают свои сообщества, становятся амбассадорами.
– Чем занимается ваша компания «ECO Network» в этой сфере?
– Наша компания занимается вопросами экологии, культуры потребления и перепотребления. Мы работаем по всей стране, наша основная миссия — это сокращение отходов и повышение осведомленности о переработке. Например, мы сотрудничаем с заводом по производству молочной продукции. Люди приносят в пункты приема чистые бутылки, которые затем используются повторно — в них снова можно налить молоко, как это было в советское время. Также мы создаём арт-объекты из переработанных материалов.
Например, у нас есть арт-объект — голова снежного барса, полностью сделанная из одноразовой посуды.
Наш основной проект — это «Зелёный офис». Мы внедряем агрокультуру внутри компаний. Это коммерческий проект: компании платят за него. Сейчас это воспринимается как нечто новое, как «игрушка». Но мы уже делаем реальные вещи, к примеру, установили таблички на старовозрастные деревья: на них указано, что дерево посажено, допустим, в 1888 году и находится под защитой акимата. Планируем нанести такие таблички на все деревья старше 50–100 лет и организовывать экскурсии, чтобы показать, какой у нас ценный зелёный фонд. Есть, например, плакучие ивы, которым, возможно, уже более 500 лет.
Нам помогают волонтёры, простые горожане, которые сортируют отходы у себя дома и приносят нам. Школьники и детсады собрали около 1,6 миллиона крышек, а мы вместе с известным скульптором создали ёлку. Планируем создавать ещё более крупные объекты — например, парящую птицу с подвижными элементами. Идей много, можно, например, делать из вторичного сырья кубки для наград, номера домов, указатели в горах, такие материалы не портятся. Мы изготавливаем свечи из стеклянных бутылок: срезаем, затачиваем, заливаем воск — получаются свечи «бесконечности», которые можно перезаправлять. Люди могут не только пользоваться ими, но и сами учиться делать такие вещи.
На самом деле вопрос не столько в дизайне, сколько в поведении человека. Можно элементарно не создавать мусор — это уже огромный вклад, или хотя бы отправлять на переработку собравшийся.
Мы убеждены: чем больше в городе будет объектов, связанных с переработкой, и чем чаще людям напоминать, что переработка — это возможно и доступно, тем больше людей станут включаться в этот процесс.
Made on
Tilda