Не ТЭЦ и не хаотичная застройка: архитектор назвал
Самая большая проблема крупных городов – это пробки на дорогах и, как следствие, загазованный воздух и плохая экология. Алматы – не исключение, скорее наоборот, так как усугубляет проблему расположение нашего города в котловине. Как решать проблему плохой экологии Алматы? Что делается в этом направлении органами исполнительной власти? Об этом мы спросили Почетного архитектора Республики Казахстан, члена Союза Архитекторов РК, одного из ведущих специалистов НИИ «Алматыгенплан» Жаната Айтілеу.
– Какие главные проблемы влияют на экологию Алматы?
– Вопреки укоренившемуся мнению, главная проблема плохой экологии нашего города — не только хаотичная или высокоэтажная застройка, и даже не ТЭЦ, которых у нас в городе три (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3). Кстати, один из этих ТЭЦ, уже работает на газе, а две (ТЭЦ-2 в районе Боролдайского кладбища и ТЭЦ-3 в районе пос. Утеген батыра) проходят этап перехода с угля на газ. Первая и главная проблема – это транспорт и создаваемые ими пробки на дорогах. С ними напрямую связана загазованность и ухудшение качества воздуха. По последним статданным, в Алматы зарегистрировано более 700 тысяч автомобилей, при этом ежедневно в город заезжает ещё порядка 400 тысяч машин, большинство из которых старые, на бензине или дизеле. Получается, в течение дня в городе курсирует около миллиона автомобилей, которые создают огромные пробки, выбрасывая тонны углекислого газа и других частиц в воздух, которым мы дышим. И это проблема не только Алматы: люди приезжают в большие города на заработки. Сами городские жители также вносят свою лепту в транспортный коллапс: едут с окраин, из спальных районов в центр: везут детей в школу, едут в медицинские центры, супермаркеты и развлекательные центры. К концу 90-х годов, когда разрабатывался генплан, площадь города занимала около 30 тысяч гектаров. Сейчас — около 70 тысяч, в город включили новые территории — посёлки, бывшие колхозы и совхозы, с 2014 года на присоединенных территориях город начал приводит в порядок инженерную инфраструктуру (водоснабжение, канализация, электроснабжение, газопровод и дороги), ведется строительство школ, детских садов, больниц, поликлиник и других объектов.
– Как можно изменить ситуацию?
– Для того, чтобы как-то остановить процесс миграции из других областей, необходимо развивать регионы: создавать там рабочие места, условия для жизни, инфраструктуру.
Что касается городских жителей, после расширения города начали корректировать генеральный план. Сейчас он предполагает развитие полицентров такое, чтобы у каждого района была своя полноценная инфраструктура. Это всё предусмотрено в новом Генплане Алматы до 2040 года: планируется развитие пяти таких полицентров — на юго-западе, западе, севере, в центре и на востоке. Это поможет людям получать качественные услуги, не выезжая в центр города.
– Получается, центр города будет использоваться эпизодически?
– Именно так. Иерархия общественных центров такова — есть общегородской центр, центры жилых районов, микрорайонные, и каждому уровню соответствуют определённые объекты. Постепенно строят школы, детсады, больницы, но не всё, и не сразу. К этому я еще хотел бы добавить, что хорошо бы стимулировать замену старых автомашин на новые, на электричестве или газе.
– Получается, городской общественный транспорт сильно загрязняет воздух, что делается в этом направлении?
– Да, абсолютно верно, в городе часть общественного транспорта на бензине и солярке, это нужно решать. Планируется строительство ЛРТ, в этом направлении ведутся исследования. Естественно, продолжится строительство новых станций метрополитена, хотя, темпы, на мой взгляд, низкие. К примеру, в Москве в год строят 4-5 станций метро, у нас же наоборот – одна станция строится 4-5 лет. Это печально, так как в часы пик метро не справляется с пассажирским потоком, несмотря на дополнительные вагоны в это время. Еще один вид транспорта, который мог бы быть применен в Алматы – это струнный транспорт. Наверное, все алматинцы хоть раз ездили на Кок-Тобе и Шымбулак на фуникулерах, почему бы это не использовать в городе? Опоры для них занимают не много места, ездить на таком транспорте экологично.
– Вы назвали транспорт как основную причину загрязнения воздуха. Скажите, влияет ли расположение города в низине на экологию?
– Очень сильно. Это тоже одна из основных причин загазованности воздуха и смога над городом. Если вы помните в 2020 году, в связи с COVID-19, на территории города запретили движение транспорта, и воздух был чистым. Алматы находится в котловине, окружённой горами с юга и востока, соответственно, практически город не проветривается. Еще в 70-е годы прошлого века проблема с загазованностью города уже была, и специалисты в то время искали решения как очистить воздух города, предлагали над городом дирижабли, туннели через горы, тогда автомобилей было на порядок меньше, но все равно воздух города был загрязненным. В 2022–2023 годах кандидат архитектуры Лейла Рахимжанова и её команда совместно с ТОО «Казаэроспейс» и ТОО «Экориск» провели работу по аэрации воздуха в Алматы, в результате которого предложены градостроительные, строительные, транспортные и другие рекомендации. Они смоделировали город: убирали здания на моделях — слабый ветер, ставили обратно — ничего не меняется, то есть не только этажность виновата, а сама география предполагает. В городе нет ветра, влияющего на аэрацию воздушного пространства. Но это не говорит о том, что город можно застраивать хаотично.
– Тем не менее, есть нормы, которые ограничивают застройку города выше проспекта Аль-Фараби зданиями выше трех этажей.
– Да, такие нормы есть, это продиктовано еще и мерами сейсмической безопасности, эстетикой, чтобы горожане могли любоваться видом красивых гор. Есть еще требования по территории севернее пр. Аль-Фараби, южнее пр. Абая, где здания должны быть не более 9-ти этажей. В 2018-2019 годах АО «КазНИИСА» - государственный научно-исследовательский и проектный институт также сделал эксперимент выше пр. Аль-Фараби, по результатам которого выявили, что протяженность зданий не влияет на «розу ветров», на продуваемость, так как ветра в котловине, в которой находится Алматы, попросту нет. Поэтому нужно искать решения по усилению ветра, по пробивке температурной инверсии в зимнее время.
– Всего лишь сто лет назад не было автомобилей, люди передвигались гужевым транспортом или пешком, я думаю, что через какое-то
время отпадет необходимость в частных
автомобилях как средстве передвижения. Я бы хотел надеяться, что у нас тоже появятся летающие по воздуху такси, беспилотные автомобили, дроны по доставке товаров и продуктов питания, канатные дороги, подземные тоннели для транспорта и многое другое, ведь это уже сегодня есть в некоторых странах.
– Каким бы Вы хотели увидеть город лет через 10-15?
– Спасибо за интересную беседу!