urbancodealmaty@gmail.com
Издание о людях и проектах, развивающих город
RU
KZ
Коренной алматинец, учился в детской художественной, затем Республиканской художественной школе-интернате. Окончил Казахскую Государственную Строительную Академию (КазГАСА), факультет «Дизайн архитектурной среды». В 2019-2022 годах занимался обустройством территории КЦДС «Атакент» в Алматы.
Дизайн-код Алматы: как из хаоса рождается порядок
Трудности внедрения дизайн-кода:
компромиссы и поиск баланса
– Жандос, с чего началась работа над дизайн-кодом? Какие задачи он решает?
– Алматы — быстрорастущий и развивающийся город. Однако наряду с этим в его визуальной среде годами накапливался хаос: реклама, вывески, элементы благоустройства не были согласованы-все это мешало городу сохранять свою идентичность. Мы поняли, что нужны четкие правила, которые помогут навести порядок, сохраняя при этом его уникальный облик.
Важно понимать, что Алматы — это не монолитный город, который можно подогнать под один архитектурный стиль. В отличие от Астаны или Москвы, где районы выдержаны в едином ключе, Алматы — это мозаика. Здесь есть советский модернизм, старые купеческие кварталы, частный сектор и новостройки. Наша цель — сохранить это разнообразие, придав ему гармоничную форму.
— Главное препятствие — финансовые возможности малого бизнеса. Крупным компаниям несложно заменить вывески, а вот для небольшого кафе или магазинчика - это серьезная статья расходов. Поэтому сейчас обсуждается возможность субсидий или льгот для предпринимателей.
Также приходится учитывать культурные нюансы. Например, мы предлагали наносить названия улиц на перекрестки, как в Европе, но выяснилось, что жители не хотят «наступать» на имена Абая, Аль-Фараби, Айтеке би и других исторических личностей. В итоге отказались от этой идеи и разработали другие решения.
Дизайн-код — это постоянный диалог и компромиссы. Бизнес хочет привлекать клиентов яркой рекламой, а жители хотят видеть вокруг себя спокойную визуальную среду. Наша задача — найти баланс и создать город, который будет комфортен для всех.
Уже сегодня мы видим, как город постепенно начинает меняться. В пилотных районах уже появляются первые результаты: улицы становятся чище, вывески — аккуратнее, а жители начинают замечать эти изменения и поддерживать их. Это говорит о том, что мы на правильном пути, что постепенные, но осознанные изменения могут привести к большому результату.

— С какими сложностями вы столкнулись?
— Как методология прикладной урбанистики помогает в работе?
— В отличие от традиционного подхода, когда решения принимаются кабинетными методами, прикладная урбанистика основывается на исследованиях и вовлечении горожан. Например, мы собираем предпринимателей, архитекторов, дизайнеров и жителей на модерации, где обсуждаем реальные проблемы и возможные решения.
Так, во время обсуждения городской навигации мы выяснили, что многие жители ориентируются не по официальным указателям, а по привычным ориентирам: «Саяхат», «Компот», «Три богатыря». Это помогло понять, как улучшить систему указателей.
Использование этой методологии позволяет избежать «слепых пятен» в проектировании. Вместо того чтобы навязывать решения, мы адаптируем их под реальные потребности горожан.
Исследование вместо догадок: методология прикладной урбанистики
Urban Code Almaty он рассказал о подходе к развитию городской среды, который строится на изучении районов, вовлечении жителей и внедрении современных урбанистических решений. О том, какие сложности возникают при создании дизайн-кода, об особенностях Алматы и проектах, формирующих его будущее.
— Что такое вернакулярные районы? Почему они важны для Алматы?
— Это районы, которые жители обозначают сами: «Академгородок», «Компот», «Сайран», «Алтын Орда». Эти названия понятны каждому алматинцу и вызывают живой отклик, а когда говорят, что благоустройство пройдет в Бостандыкском районе, это звучит абстрактно.
Например, «район Саяхата» или «район Бани» сразу рисуют в сознании конкретные образы и локации, они формируются исторически и культурно, отражая особенности городской жизни разных периодов.
Алматы — город с богатой и сложной историей. Здесь соседствуют районы, построенные в разное время и для разных целей. Есть старые районы, где сохранились дома начала XX века, есть кварталы советской застройки, а есть современные жилые комплексы с закрытыми дворами. Такое разнообразие нельзя и не нужно приводить к единому знаменателю. Вместо этого важно развивать уникальность каждого района и сохранять его идентичность.
В рамках исследования мы выявили 240 вернакулярных районов. Например, в районе «Компота» логично использовать яркие цвета, а в «Академгородке» — образовательные символы. Этот подход помогает сохранять уникальный облик каждого района.

Вернакулярные районы: почему
неформальные названия важны для города
— Расскажите, пожалуйста, о проекте «Три богатыря».
– Спасибо за содержательную беседу!
— Это советское здание в стиле японского модернизма. В 2017 году администрация предложила реконструкцию, но не учла мнение жителей, и проект не состоялся.
Мы пошли другим путем: провели анкетирование 150 квартир, чтобы выяснить, что действительно беспокоит людей. Оказалось, что главная проблема — не фасад, а старые трубы, подъезды и отсутствие дворового пространства.
На встречах с жителями родилась идея использовать крышу как общественное пространство: коворкинг, оранжерею или кафе. Аренда этих помещений могла бы финансировать ремонт здания. Также предложили обновить фасад без радикальных изменений.
Такой подход «снизу вверх» требует больше времени и усилий: нужно вести диалог, искать компромиссы, учитывать самые разные мнения, но он стал важным уроком для всего города. Люди хотят участвовать в судьбе своих домов и районов — им просто нужно дать возможность и инструменты для этого.
Важное направление — вовлечение жителей в благоустройство дворов через «Бюджет народного участия». Мы помогаем жителям подать заявки, а студенты архитектурных вузов разрабатывают проекты с учетом реальных потребностей.
Алматы — это город, который создается руками и идеями его жителей. Важно, чтобы каждый мог участвовать в этом процессе.
Я верю, что это будет город-комфорт, где приятно жить, работать, отдыхать и растить детей. Город, где прошлое и будущее соединяются в уникальной мозаике идентичности. Город, который развивается для людей и благодаря людям.

«Три богатыря» или как жители стали соавторами реконструкции
Работа над дизайн-кодом стартовала в 2023 году. Мы решили использовать методологию прикладной урбанистики Святослава Мурунова, которая основана на диалоге с жителями, бизнесом и экспертами. Вместо навязывания решений сверху мы искали их сообща.
Для этого мы провели 15 встреч, где обсуждали городскую среду — от рекламы и навигации до озеленения и благоустройства. В обсуждениях участвовали 137 специалистов: архитекторы, дизайнеры, предприниматели, представители администрации и активисты. Например, на одной встрече обсуждали вывески: как сделать их заметными, но ненавязчивыми. На другой — удобную городскую навигацию.
Дизайн-код — это не жесткий свод правил, а живой документ, который адаптируется под реальность. Мы начали с пилотных районов, таких как Саяхат и проспект Райымбека, чтобы протестировать идеи, собрать обратную связь и скорректировать проект перед масштабным внедрением.
Не ТЭЦ и не хаотичная застройка: архитектор назвал
главного виновника
смога в Алматы
Самая большая проблема крупных городов – это пробки на дорогах и, как следствие, загазованный воздух и плохая экология. Алматы – не исключение, скорее наоборот, так как усугубляет проблему расположение нашего города в котловине. Как решать проблему плохой экологии Алматы? Что делается в этом направлении органами исполнительной власти? Об этом мы спросили Почетного архитектора Республики Казахстан, члена Союза Архитекторов РК, одного из ведущих специалистов НИИ «Алматыгенплан» Жаната Айтілеу.
– Какие главные проблемы влияют на экологию Алматы?
– Вопреки укоренившемуся мнению, главная проблема плохой экологии нашего города — не только хаотичная или высокоэтажная застройка, и даже не ТЭЦ, которых у нас в городе три (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3). Кстати, один из этих ТЭЦ, уже работает на газе, а две (ТЭЦ-2 в районе Боролдайского кладбища и ТЭЦ-3 в районе пос. Утеген батыра) проходят этап перехода с угля на газ. Первая и главная проблема – это транспорт и создаваемые ими пробки на дорогах. С ними напрямую связана загазованность и ухудшение качества воздуха. По последним статданным, в Алматы зарегистрировано более 700 тысяч автомобилей, при этом ежедневно в город заезжает ещё порядка 400 тысяч машин, большинство из которых старые, на бензине или дизеле. Получается, в течение дня в городе курсирует около миллиона автомобилей, которые создают огромные пробки, выбрасывая тонны углекислого газа и других частиц в воздух, которым мы дышим. И это проблема не только Алматы: люди приезжают в большие города на заработки. Сами городские жители также вносят свою лепту в транспортный коллапс: едут с окраин, из спальных районов в центр: везут детей в школу, едут в медицинские центры, супермаркеты и развлекательные центры. К концу 90-х годов, когда разрабатывался генплан, площадь города занимала около 30 тысяч гектаров. Сейчас — около 70 тысяч, в город включили новые территории — посёлки, бывшие колхозы и совхозы, с 2014 года на присоединенных территориях город начал приводит в порядок инженерную инфраструктуру (водоснабжение, канализация, электроснабжение, газопровод и дороги), ведется строительство школ, детских садов, больниц, поликлиник и других объектов.
– Как можно изменить ситуацию?
– Для того, чтобы как-то остановить процесс миграции из других областей, необходимо развивать регионы: создавать там рабочие места, условия для жизни, инфраструктуру.
Что касается городских жителей, после расширения города начали корректировать генеральный план. Сейчас он предполагает развитие полицентров такое, чтобы у каждого района была своя полноценная инфраструктура. Это всё предусмотрено в новом Генплане Алматы до 2040 года: планируется развитие пяти таких полицентров — на юго-западе, западе, севере, в центре и на востоке. Это поможет людям получать качественные услуги, не выезжая в центр города.
– Получается, центр города будет использоваться эпизодически?
– Именно так. Иерархия общественных центров такова — есть общегородской центр, центры жилых районов, микрорайонные, и каждому уровню соответствуют определённые объекты. Постепенно строят школы, детсады, больницы, но не всё, и не сразу. К этому я еще хотел бы добавить, что хорошо бы стимулировать замену старых автомашин на новые, на электричестве или газе.
– Получается, городской общественный транспорт сильно загрязняет воздух, что делается в этом направлении?

– Да, абсолютно верно, в городе часть общественного транспорта на бензине и солярке, это нужно решать. Планируется строительство ЛРТ, в этом направлении ведутся исследования. Естественно, продолжится строительство новых станций метрополитена, хотя, темпы, на мой взгляд, низкие. К примеру, в Москве в год строят 4-5 станций метро, у нас же наоборот – одна станция строится 4-5 лет. Это печально, так как в часы пик метро не справляется с пассажирским потоком, несмотря на дополнительные вагоны в это время. Еще один вид транспорта, который мог бы быть применен в Алматы – это струнный транспорт. Наверное, все алматинцы хоть раз ездили на Кок-Тобе и Шымбулак на фуникулерах, почему бы это не использовать в городе? Опоры для них занимают не много места, ездить на таком транспорте экологично.

– Вы назвали транспорт как основную причину загрязнения воздуха. Скажите, влияет ли расположение города в низине на экологию?
– Очень сильно. Это тоже одна из основных причин загазованности воздуха и смога над городом. Если вы помните в 2020 году, в связи с COVID-19, на территории города запретили движение транспорта, и воздух был чистым. Алматы находится в котловине, окружённой горами с юга и востока, соответственно, практически город не проветривается. Еще в 70-е годы прошлого века проблема с загазованностью города уже была, и специалисты в то время искали решения как очистить воздух города, предлагали над городом дирижабли, туннели через горы, тогда автомобилей было на порядок меньше, но все равно воздух города был загрязненным. В 2022–2023 годах кандидат архитектуры Лейла Рахимжанова и её команда совместно с ТОО «Казаэроспейс» и ТОО «Экориск» провели работу по аэрации воздуха в Алматы, в результате которого предложены градостроительные, строительные, транспортные и другие рекомендации. Они смоделировали город: убирали здания на моделях — слабый ветер, ставили обратно — ничего не меняется, то есть не только этажность виновата, а сама география предполагает. В городе нет ветра, влияющего на аэрацию воздушного пространства. Но это не говорит о том, что город можно застраивать хаотично.
– Тем не менее, есть нормы, которые ограничивают застройку города выше проспекта Аль-Фараби зданиями выше трех этажей.
– Да, такие нормы есть, это продиктовано еще и мерами сейсмической безопасности, эстетикой, чтобы горожане могли любоваться видом красивых гор. Есть еще требования по территории севернее пр. Аль-Фараби, южнее пр. Абая, где здания должны быть не более 9-ти этажей. В 2018-2019 годах АО «КазНИИСА» - государственный научно-исследовательский и проектный институт также сделал эксперимент выше пр. Аль-Фараби, по результатам которого выявили, что протяженность зданий не влияет на «розу ветров», на продуваемость, так как ветра в котловине, в которой находится Алматы, попросту нет. Поэтому нужно искать решения по усилению ветра, по пробивке температурной инверсии в зимнее время.

– Всего лишь сто лет назад не было автомобилей, люди передвигались гужевым транспортом или пешком, я думаю, что через какое-то
время отпадет необходимость в частных
автомобилях как средстве передвижения. Я бы хотел надеяться, что у нас тоже появятся летающие по воздуху такси, беспилотные автомобили, дроны по доставке товаров и продуктов питания, канатные дороги, подземные тоннели для транспорта и многое другое, ведь это уже сегодня есть в некоторых странах.
– Каким бы Вы хотели увидеть город лет через 10-15?
– Спасибо за интересную беседу!
Made on
Tilda