Здание представляет собой образец городской деревянной архитектуры конца XIX века. Это двухэтажный сруб из тянь-шаньской ели, поставленный на каменный фундамент с высоким цокольным этажом. Фасад украшен деревянным резным карнизом, а щипцовые крыши выделяют центральные оси, придавая строению ритмичность и выразительность. Нарядные карнизы, филёнчатые детали и слуховые окошки подчеркивают утончённый характер постройки, гармонично вписанной в городской пейзаж Верного.
Дом имеет типичную для дореволюционной казахской городской архитектуры эстетику: симметрия, лепной декор, подчёркнутые наличники. Несмотря на неоднократные перепланировки, объект сохранил подлинные архитектурные элементы — кирпичную кладку, лестничные марши, деревянные перекрытия.
Особого внимания заслуживают два орнаментальных панно, выполненные в 1978 году архитектором Шотой Валихановым, вдохновлённым традиционным казахским орнаментом. Они по сей день украшают холлы здания и являются своеобразным мостом между декоративным искусством и архитектурой.
С течением времени здание сменило несколько назначений: в нём был торговый дом, постоялый двор (гостиница городского типа), магазины.
В бурные годы революции здание стало политическим центром: в 1917–1919 годах здесь размещался областной национальный отдел РКП(б). Именно отсюда началась история казахской печати - здесь был выпущен первый номер газеты на казахском языке «Вестник трудового народа», впоследствии переименованной в «Ұшқын», а затем — «Жетісу».
К началу 1980-х годов здание обрело новую, культурную миссию, 24 апреля 1981 года здесь открылся Республиканский музей казахских народных музыкальных инструментов.
В 1983 году музей переехал в более просторное здание бывшего Дома офицеров на улице Зенкова, а старинный дом продолжил жить своей жизнью. В разные годы здесь располагались суд, прокуратура, адвокатура, детский сад и даже фонд Раисы Горбачёвой.
В 1993 году здесь открылся Международный фонд имени Д. А. Кунаева, зарегистрированный лично Динмухамедом Ахмедовичем в декабре 1992 года.
Построенное в середине XIX века как жилой дом казахского купца Аманжола Аюкина, это здание вскоре стало домом для одного из самых уважаемых аксакалов Верного Сеида Ахмеда Сейдалина.
После разрушительного землетрясения 1887 года оно стало символом стойкости и милосердия, так как в числе немногих уцелевших построек служило прибежищем для пострадавших. Сам аксакал Сейдалин активно участвовал в помощи жителям: организовывал питание, предоставлял временное жильё, поставлял юрты — делал всё ради восстановления городской жизни.
От постоялого двора до фонда
Архитектурные особенности
Здание представляет собой образец городской деревянной архитектуры конца XIX века. Это двухэтажный сруб из тянь-шаньской ели, поставленный на каменный фундамент с высоким цокольным этажом. Фасад украшен деревянным резным карнизом, а щипцовые крыши выделяют центральные оси, придавая строению ритмичность и выразительность. Нарядные карнизы, филёнчатые детали и слуховые окошки подчеркивают утончённый характер постройки, гармонично вписанной в городской пейзаж Верного.
Дом имеет типичную для дореволюционной казахской городской архитектуры эстетику: симметрия, лепной декор, подчёркнутые наличники. Несмотря на неоднократные перепланировки, объект сохранил подлинные архитектурные элементы — кирпичную кладку, лестничные марши, деревянные перекрытия.
Особого внимания заслуживают два орнаментальных панно, выполненные в 1978 году архитектором Шотой Валихановым, вдохновлённым традиционным казахским орнаментом. Они по сей день украшают холлы здания и являются своеобразным мостом между декоративным искусством и архитектурой.
В 1982 году здание получило статус памятника истории и культуры республиканского значения. Однако его судьба не раз становилась предметом споров. В 1999 году аким города Вячеслав Храпунов предлагал исключить дом из перечня памятников, ссылаясь на утрату исторического облика. Министерство культуры не поддержало это решение, подтвердив сохранность архитектурных черт.
В 2006 году аким Алматы Имангали Тасмагамбетов также предлагает исключить здание из списка охраняемых, но и его предложение было отклонено. Несмотря на это, в обновлённом Государственном списке памятников республиканского значения 2008 года здание уже не значилось, хотя официального решения об исключении принято не было.
Окончательно его статус был определён в 2010 году: решением маслихата города дому Сейдалина был присвоен статус памятника истории и культуры местного значения. В 2014 году были также утверждены границы охранных зон.
Фонд Кунаева существует уже более 30 лет, и всё это время работает без государственной поддержки — исключительно на средства меценатов.
В 2016 году здание серьёзно пострадало от пожара: выгорела крыша, залитые водой стены и перекрытия начали разрушаться, но, несмотря на это, сотрудники Фонда, при поддержке неравнодушных граждан, провели капитальный ремонт, сохранив фасад, лепнину и уникальные орнаментальные панно.
Сегодня Фонд Кунаева под руководством Президента Эльдара Аскаровича Кунаева, племянника Динмухамеда Ахмедовича, продолжает активную деятельность: организует турниры, образовательные проекты и бережно хранит память о Человеке, ставшем легендой еще при жизни.
В структуре Фонда есть архив, в котором собраны текстовые, электронные, аудиовизуальные и фотоматериалы, связанные с деятельностью Д.А. Кунаева. Основу собрания составляют материалы, переданные в дар архиву его семьей и ближайшим окружением.
Фонд Кунаева существует уже более 30 лет, и всё это время работает без государственной поддержки — исключительно на средства меценатов.
В 2016 году здание серьёзно пострадало от пожара: выгорела крыша, залитые водой стены и перекрытия начали разрушаться, но, несмотря на это, сотрудники Фонда, при поддержке неравнодушных граждан, провели капитальный ремонт, сохранив фасад, лепнину и уникальные орнаментальные панно.
Сегодня Фонд Кунаева под руководством Президента Эльдара Аскаровича Кунаева, племянника Динмухамеда Ахмедовича, продолжает активную деятельность: организует турниры, образовательные проекты и бережно хранит память о Человеке, ставшем легендой еще при жизни.
В структуре Фонда есть архив, в котором собраны текстовые, электронные, аудиовизуальные и фотоматериалы, связанные с деятельностью Д.А. Кунаева. Основу собрания составляют материалы, переданные в дар архиву его семьей и ближайшим окружением.
Фонд, который держится на энтузиастах
— Мы хотим, чтобы молодёжь знала, кем был Кунаев. Сегодня на улицах, в соцопросах можно услышать самые дикие версии: некоторые молодые люди считают, что он был писателем, актёром. Это пробел в образовании, который необходимо исправить,— считает вице-президент Фонда Болат Кажыакбар. — Фонд планирует построить в городе Конаев многофункциональный Kunaev Center, который станет общественным пространством, сочетающим в себе музей, концертный зал, каворкинги, школу-интернат и многое другое. Мы хотим, чтобы он стал визитной карточкой города, центром притяжения молодежи, пространством, где можно изучать историю не по учебникам, а через живое соприкосновение с личностью и наследием.
Кунаев — это не бренд. Это имя, за которым — история, честь, этика, и использовать его в коммерческих целях без должного уважения — значит обесценивать всё, что он сделал, считают сотрудники Фонда.
Здание на Панфилова,99 — это место, где архитектура и культурная память сливаются в единое целое. Каждый элемент, каждая деталь — от стола Кунаева до деревянных лестниц — говорит о времени, о человеке и о городе, это живой музей, сохранённый благодаря любви, памяти и труду энтузиастов.
В центре фото - Президент Фонда имени Д. А. Кунаева Эльдар Кунаев, слева на фото - вице-президент Болет Кажыакбар, справа на фото - заместитель председателя Попечительского совета Мансур Мулдакулов, сотрудники Фонда
P.S. В следующем номере журнала Urban Code Almaty мы расскажем вам о Мемориальном музее-квартире Динмухамеда Ахмедовича Кунаева.
Этот дом был построен в Алматы в 1968–1969 годах по проекту архитекторов Бориса Дмитриевского и Михаила Трофимова.
P.S. В следующем номере журнала Urban Code Almaty мы расскажем вам о Мемориальном музее-квартире Динмухамеда Ахмедовича Кунаева.
Здание выполнено в стиле клубного дома с баней, кинозалом и фонтаном во дворе. Вы сможете увидеть каждую комнату, где всё осталось именно так, как было при жизни семьи первого лица государства.
Этот дом был построен в Алматы в 1968–1969 годах по проекту архитекторов Бориса Дмитриевского и Михаила Трофимова. Здание выполнено в стиле клубного дома с баней, кинозалом и фонтаном во дворе. Вы сможете увидеть каждую комнату, где всё осталось именно так, как было при жизни семьи первого лица государства.